Честно признаться, предприятие меня впечатлило. В первую очередь, масштабами работ и амбициозными планами. Удивило условиями, созданными для работников, большинство из которых – девушки.
Двухэтажное здание фабрики полностью приспособлено для пошива мужских рубашек. Здесь установлено современное оборудование с соблюдением всех необходимых технологических процессов, начиная от подготовительно-раскройного этапа, когда проверяется качество ткани, проходит сортировка, подбор материалов для модели, до этапа отделки, после которой изделие поступает на склад готовой продукции. Очень важно, чтобы весь этот механизм работал
бесперебойно.
— Все оборудование мы закупили в Турции, — начал беседу руководитель швейной фабрики, директор ТОО «DALATEX» Дильмухамед Абизов. – Эта страна – известный производитель текстильной продукции, их технологии отвечают современным
требованиям.
Объем производства в первое время достигал 100-150 рубашек в день, сейчас он вырос почти вдвое, хотя, по мнению руководителя, у предприятия есть возможности для достижения более высоких показателей.
— Все дело в кадрах, — отметил Д.Абизов, —
у нас сейчас трудятся 25 человек, почти половина наших швей не имеет соответствующего образования, опыта работы. Мы их обучали с азов, а на это требуется время.
Д.Абизов работает на отечественном рынке более пятнадцати лет. Одежда его магазинов «Персона» и «Димаш» пользуется спросом у кызылординских покупателей. За эти годы налажено тесное сотрудничество со многими европейскими брендами. Предприниматель не один год изучал потребность местных жителей и решил открыть свою фабрику, качество продукции которой ни в чем бы не уступало европейскому.
— Почему бы и нет? — отметил Д.Абизов. —
Я – патриот. Хочу, чтобы мои земляки носили качественную одежду казахстанского производства. Долгие годы мечтал об этом. Нам нужно возрождать в регионе некогда «гремевшее» не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами швейное
производство.
Нельзя не согласиться с мнением моего собеседника. Легкая промышленность, пожалуй, одна из тех экономических отраслей, которая претерпевает не самые лучшие времена, как в нашем регионе, так и в целом в Казахстане. Старшее поколение кызылординцев наверняка помнит те годы, когда в области успешно работали такие мощные предприятия, как швейная и обувная фабрики. Налажены были такие производства и в системе райпромкомбинатов. Кызылординское постельное белье, ночные рубашки, сорочки, халаты продавали во всех уголках бывшего Советского Союза. Помню, большой не-
ожиданностью для нашей семьи в те годы стали детские туфли, которые сестра привезла из Чехословакии. На подошве мы прочли –
«Сделано в Кызылорде».
Предел экономической безопасности любого государства составляют тридцать процентов. То есть тридцать процентов товаров на внутреннем рынке, как минимум, должны быть собственного производства. Сейчас, по оценке специалистов, отечественная легкая промышленность закрывает лишь десять процентов спроса на внутреннем рынке.
Во многих регионах текстильная промышленность в основном представлена предприятиями, построенными в советский период. В ряде областей, например, таких, как Южно-Казахстанская и Жамбылская, удалось модернизировать старые и построить новые производства. В нашей же так и не удалось сохранить крупные производства. С учетом того, что легкая промышленность –
это одна из основных отраслей экономики, формирующая бюджет во многих странах, можно понять, сколько теряет областной бюджет.
У региона есть потенциал для развития легкой промышленности. Конкурентными преимуществами, на мой взгляд, могут быть соседство с хлопковыми производителями из Узбекистана, Южно-Казахстанской области. У кызылординского предпринимателя есть все необходимое, чтобы потеснить на внутреннем рынке продукцию конкурентов из Китая, среднеазиатских стран и Турции. Этому мешает нехватка специалистов.
— Мы испытываем дефицит опытных швей, — говорит руководитель фабрики. — А откуда они могут взяться, если нет производств? Есть мелкие цеха, но и там трудятся не имеющие соответствующего образования
женщины.
Раньше, опять же в советский период, эту проблему в какой-то мере решало профтех-
училище №2, которое выпускало специалистов различных профилей легкой промышленности. Но это учебное заведение давно ушло в небытие.
Квалификация сказывается на скорости работы фабрики. В день наши девушки выполняют порядка двухсот операций, тогда как турецкие мастера 1,5 – 2 тысячи. Для обучения своих сотрудников Дильмухамед Абизов пригласил высококвалифицированных турецких специалистов, имеющих опыт работы в ведущих европейских компаниях.
Руководитель фабрики делает ставку на своих работников. Уже к осени намерен увеличить объем производства до десяти тысяч рубашек в месяц. Потенциал же фабрики – 18-20 тысяч рубашек.
Надо отдать должное кызылординскому предпринимателю – весь свой бизнес он поднял за счет личных средств. Но думает сейчас о кредите, который необходим для закупа большего объема материалов. Для производства ежемесячно необходимо порядка десяти тысяч метров ткани. Если ранее это был хлопок (65 процентов) и полиэстер (35 процентов), то сейчас акцент делается на выпуск мужских сорочек из 100-процентного хлопка.
Рубашки предприниматель продает в своих и других торговых точках Кызылорды. Но, как признался, мой собеседник, с большим трудом.
– Цены на мои рубашки на 20-30 процентов ниже таких же других производителей, – говорит Д.Абизов, – например, мы продаем их по четыре тысячи тенге за штуку, тогда как турецкие – по семь тысяч. Качество одинаковое. Но почему-то кызылординцы чаще покупают то, что подороже.
Директор фабрики как-то в качестве эксперимента поменял ценники. Турецкие стали по четыре тысячи, свои – по семь. Результат ошеломил. Спрос повысился на местные рубашки…
Действительно, парадокс. Как придирчивый покупатель, я ознакомилась почти со всем ассортиментом фабрики. Увидела, как шьют мастера. Даже неопытному работнику трудно допустить брак на компьютеризированных швейных машинках. Все данные высвечиваются на маленьких мониторах. А ткани, расцветки и дизайн рубашек? Поверьте, как хозяйке большого мужского коллектива (муж и четверо сыновей), уж в рубашках я знаю толк. Качество ни в чем не уступает турецкому. Одно отличие – этикетка с надписью «Made in Kazakhstan». Сегодня основные рынки сбыта фабрики – Алматы и Шымкент. Но, надеюсь, со временем, кызылординскому производителю отечественных рубашек удастся изменить сложившееся у многих мнение, что чем выше цена, тем лучше качество…
На фабрике трудятся порядка двадцати молодых специалистов по программе «Дорожная карта занятости-2020». Условия работы соответствуют санитарным требованиям. В цехе светло и просторно, а главное, как признались девушки, здесь хорошая рабочая атмосфера, дружный коллектив, что имеет немаловажное значение.
– Шесть лет назад я переехала из Алматы в Кызылорду и не могла найти работу по своей специальности железнодорожника, – рассказывает 30-летняя Ляззат Досмахан, – с мужем воспитываем троих детей. Рада, что после долгих мытарств нашла работу по душе. Да и зарплата у нас в среднем 55-65 тысяч тенге. Думаю надолго остаться в этом коллективе.
– Я пришла по направлению центра занятости, – включилась в беседу 24-летняя Улпан Ельгеспаева, – работаю мастером по отделке воротников. Стремлюсь совершенствовать свои навыки. В день выпускаю около трехсот воротников. Работа нравится, чистая, не трудоемкая. Бесплатный завтрак, обед. Мы здесь многому научились, не только в профессии, но и жить и трудиться в одном коллективе.
Неожиданностью в ходе нашей беседы стал визит представительницы Дома юношества, которая попросила Д.Абизова принять на работу ее воспитанников – нескольких парней. Директор был искренне рад столь своевременному предложению и дал добро. Тем более, что, как заметил директор, при полном цикле работы на фабрике необходимо до шестидесяти работников.
Говоря о планах, предприниматель отметил, что будет расширять рынок сбыта в Алматинской области, откроет там свое представительство. К осени кызылординские рубашки будут поставляться и на российский рынок. В планах также производство женских сорочек, других изделий, которые, уверена, найдут своих покупателей на отечественном рынке.